16:13 17 МАРТА ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗО В 7"б" КЛАССЕ | |
Урок изобразительного искусства. 7 класс. Тема урока: « Тематическая
(сюжетная) картина». Цели:
Оборудование и материалы:
План урока
Ход урока. -На уроках в прошлой четверти речь шла о роли
изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой
в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его
достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на
языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит
узнать. Уроки
этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и , в частности, ее
особого типа- бытового жанра. - Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы
знаете. Изобразительное
искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись,
ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление
проявляется в живописи и графике. Что
же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники
пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи
рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их
стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека-
портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина. (Показ
презентации о жанрах) В свою
очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности.
Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники,
изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть
разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности
сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины. А
теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком. ( Учащиеся группируют картины, предложенные учителем. Учитель
спрашивает о том, что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но он может
быть абсолютно разным.) Каков
сюжет представленных живописных работ? (
Учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта картина».) -
Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина? Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает
произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные
для истории события. Какие
картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора. (В.И.
Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов
«Последний день Помпеи» и др.) Однако
не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть
какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. (Такими
картинами могут считаться произведения художников 60-70-х годов, посвященные
покорению космоса.) Батальный
жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов
военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического
жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. (Произведения
Тициана, Ф. Гойя, А.
Ватто, В Верещагина, М.
Грекова). - Попробуйте самостоятельно дать
определение сказочно-былинному
и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры. (Учащиеся
дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М.
Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др.
учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь»,
«Демон» и др. При
разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С.
Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.) -
Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового
времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это
один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в
первой половине XIX века, он считался
низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты
называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи. К
бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о
событиях повседневной жизни. Об
этом жанре мы подробнее поговорим на следующем уроке, на примере знакомства с
творчеством «малых голландцев». Я
предлагаю вам выполнить
поисковую творческую работу на тему «Что я знаю о малых голландцах?». А
сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров. Дома
доделайте работу и назовите ее. Домашнее задание: подготовиться к
уроку-конференции «Что я знаю о малых голландцах?». Выполнить
творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала на
любую из предложенных тем: 1. История возникновения голландской живописи. 2. Голландия-родина жанровой живописи. Почему? 3. Творчество П. Брейгеля и др. | |
|
Всего комментариев: 0 | |