« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Итак, что же такое интерактивные технологии? Интерактивными
технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно
флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы,
периодически становясь ее автономным активным элементом.
Рассмотрим особенности организации интерактивных технологий, их
концептуальные позиции и целевые ориентации.
Классификационные параметры
Философская основа: гуманистическая, природосообразная.
Методологический подход: коммуникативный.
Ведущие факторы развития: социогенные.
Вид управления учебно-воспитательным процессом: сопровождение.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: взаимообучение.
Преобладающие методы: диалогические.
Организационные формы: любые.
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: интерактивный,
демократический, сотрудничества.
Целевые ориентации
- Активизация индивидуальных
умственных процессов учащихся.
- Возбуждение внутреннего диалога
у учащегося.
- Обеспечение понимания
информации, являющейся предметом обмена.
- Индивидуализация
педагогического взаимодействия.
- Вывод учащегося на позицию
субъекта обучения.
- Достижение двусторонней связи
при обмене информацией между учащимися.
Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и
помощь процессу обмена информацией:
– выявление многообразия точек зрения;
– обращение к личному опыту участников;
– поддержка активности участников;
– соединение теории и практики;
– взаимообогащение опыта участников;
– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;
– поощрение творчества участников.
Концептуальные позиции
- Информация должна усваиваться
не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций,
интерактивных циклов.
- Интерактивное общение
способствует умственному развитию.
- При наличии обратной связи
отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями.
Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы
процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному
отправителя.
- Обратная связь может
способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией
(учебной, воспитательной, управленческой).
- Двусторонний обмен информацией
хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в
правильности ее интерпретации.
- Обратная связь увеличивает
шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять
помехи.
- Контроль знаний должен
предполагать умение применять полученные знания на практике.
Особенности организации
Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с
учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой
учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт учащегося – это
центральный активатор учебного познания.
В традиционном обучении учитель играет роль "фильтра”, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе,
активизирующего взаимонаправленные потоки информации.
По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и
взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя — создать условия для их инициативы. В интерактивной
технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не
менее, чем опыт учителя, который не столько дает готовые знания, сколько
побуждает учащихся к самостоятельному поиску.
Учитель выступает в интерактивных технологиях в нескольких основных ролях.
В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью
информационной среды. В роли информатора-эксперта учитель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на
вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие
учащихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы,
побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий,
подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультантаучитель обращается к
профессиональному опыту учеников, помогает искать решения уже поставленных
задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
К недостаткам роли фасилитатора относятся большие затраты труда учителя при
подготовке, сложность точного планирования результатов.
Источником помех при интерактивном режиме может быть различие в восприятии,
из-за которого может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования
информации.
Интерактивные технологии и методы
Познакомимся с некоторыми интерактивными технологиями и методами через
которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках урока:
— работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, "два, четыре,
вместе”;
— метод карусели;
— лекции с проблемным изложением;
— эвристическая беседа;
— уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);
— конференции;
— деловые игры;
— использование средств мультимедиа (компьютерные классы);
— технология полноценного сотрудничества;
— технология моделирования, или метод проектов (скорее как внеурочная
деятельность);
Основная цель интерактивного обучения
В законодательстве Российской Федерации закреплен, как один из
основополагающих, принцип гуманизации образовательного процесса. Это требует пересмотра всего содержания
обучения, а именно признание творческой природы личности каждого ребенка.
Наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного
объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития
личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является
самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют
современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь
к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.