« Апрель 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Классный час «Семья в моей жизни»
Семья- это не просто
родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами,
интересами, идеалами, отношением к жизни. Что семья может дать ребенку? В чем
ее психологическая сила? Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая
заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать
радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому
сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.
Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков
семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную
тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление
жизни. Сама позиция наставника должна быть философической по отношению к жизни как
величайшей ценности. Использование игр имеет одно ключевое направление:
заставляет воспитанников осмысливать жизнь и свое отношение к ней.
Актуальные вопросы для обсуждения с детьми:
1. Что для тебя означает понятие Дом?
2. Как сохранить тепло Дома?
3. Какая семья считается счастливой?
4. Требует ли жизнь в семье большого
творчества?
5. Как понимать родных тебе людей и быть
ими понятым?
Основные понятия:
Конфликт- противоборство,
столкновения, серьезное разногласие.
Эмоции- волнения,
реакция на внутренние и внешние раздражители. имеют ярко выраженную
субъективную окраску и связаны с переживаниями, волнениями.
Подготовительный этап:
Используемый реквизит: листы бумаги, ручки,
рисунки-«кирпичики», детали атрибутов, наградные жетоны.
1. Оформление
доски. Плакат с контурами Дома, куда будут прикрепляться
«кирпичики». Эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте»
2. Сочинение
ребят «Сцены из семейной жизни», иллюстрируемые фотографиями (задание дается
предварительно).
Алгоритм деятельности:
- Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
- О
каком же тепле идет речь? Что же это за Истина,
которая должна быть простой и понятной?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и
крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна
великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых
раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже
труд Души.
-А как создать Тепло
нашего Дома? Расскажите о
теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.
Выбирается группа (3 человека) «социологов», которые будут
обрабатывать полученную информацию.
В современной песне поется:
Родительский дом- начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что
может быть важнее уютного Дома,
где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Предлагаю
вам поиграть в «строителей».
ü Задание
для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно
больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом- это….(крепость, очаг…)
ü Задание
для второй бригады: предложить несколько этических понятий, которые составляют
«фундамент» Дома (записать на «кирпичиках»).
Взаимопонимание…(Что вы еще
можете предложить для крепости семейных отношений?)
ü Задание
для третьей бригады: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях,
которые неизбежны в семье. ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди.
Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в
чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.
Итак, что можно….., что нельзя…..
А теперь, когда наш «строительный материал» готов,
построим Дом. «Прораб»
каждой бригады «защищает» свой проект. Допускаются дополнения. Группа
«социологов» подводит итоги. (Интересные идеи и их авторы отмечаются
поощрительными высказываниями. Активные участники награждаются отличительными
жетонами.)
2. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к
нам в гости!» Удача празднования зависит не только от подаваемых кушаний и
напитков, но и от царящей при этом атмосферы. приятная остроумная беседа,
непринужденное веселье, радостное оживление - вот непременные спутники. Конечно, многое зависит от гостей, но
главную роль все же играют хозяева Дома.
(«Строительные бригады» назначаются хозяевами). Вы должны
нарисовать пригласительную открытку и придумать соответствующий текст.
3. К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь
в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные
ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться
обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи -
понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его
глазами. Это по-настоящему
творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека,
увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и
чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас
мы с вами поиграем в игру
«Компакт-опрос».
Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки,
дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки
и нарисованный телевизор, маме- бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце
и фартук, дедушке - очки и газету, сыну нарисованный
компьютер, старшей сестре - телефон.
Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную
роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику,
речь.
Проблемная ситуация 1.
Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими
делами:
Папа – лежа на
диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле
с газетой в руках, бабушка - на
кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра- у
телефона.
Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в
различных стилях:
а) агрессивном, б)неуверенном, в) уверенно-достойном.
-Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет
завтра в сберкассу?
- Что
вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся
конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения»,
чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.
Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько,
сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни,
складом отношений, поведения.
(Обсужение.)
Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения
строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о
человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается
на доверии, простоте, открытости.
Предлагаю несколько упражнений психологического самоанализа
и наблюдения.
1. Поразмышляй, способен ли ты отвечать
на такие вопросы:
«Что я сейчас чувствую?» и «Чего мне хочется?»
(Развивается способность самоанализа)
2. Подумайте, почему противоречат иногда
между собой Поступок и Желание?
(Развивается способность понимать
причины действий других)
3. У тебя есть человек, который тебе не
нравится?
Подумай, в чем причина этого неприятия?
(Анализ по аналогии)
4. Вырабатывайте у себя привычку
наблюдать эмоциональное состояние окружающих вас людей.