22:05 УРОК искусства 9 класс | |
Тема урока: Культура
Екатерининской эпохи. Живопись. Тип урока: Урок лекция. Цель урока: Дать представление светской культуры 18 века. Ознакомить с
творчеством художников 18 века: А. Лосенко, Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В.
Л. Боровиковского. Оборудование к уроку: Репродукции картин А. Лосенко: портрет А.
П. Сумарокова; Д. Г. Левицкого: портрет Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской,
портрет Е. Р. Дашковой; Ф. С. Рокотова: портрет П.А. Воронцовой в
детстве, портрет А. П. Струйской; В. Л. Боровиковского: портрет Е. Н.
Арсеньевой, портрет М. И. Лопухиной. План урока. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Сообщение нового материала: Личность А. П. Сумарокова на портрете кисти А. Лосенко; Творчество Д. Г. Левицкого; Творчество Ф. С. Рокотова; Творчество В. Л. Боровиковского. Закрепление пройденного материала. Подведение итогов. Сегодня мы продолжаем работать над темой
«Екатерининская эпоха». Слайд 2 Каждая эпоха отражается в портрете.
«История в лицах» дает представление об образе жизни и духовном мире людей, их
вкусах. Таким периодом был восемнадцатый век «Столетие безумно и мудро», как
назвал его А. Н. Радищев. Как вы уже догадались, речь пойдет о
таком виде изобразительного искусства – живопись, жанра – портрет. 1. Видимо, не случайно известнейший
живописец А. Лосенко запечатлел для потомков знаменитого и
драматурга А. П. Сумарокова. А.П.Сумароков – основоположник русской классической драматургии, организатор и
директор созданного в 1756 году русского профессионального театра, издатель
журнала «Трудолюбивая пчела». Он родился в 1717 году в семье знатных, но
обедневших дворян. Тринадцатилетним мальчиком он отдан в кадетский корпус
(Рыцарская академия). Слайд 3 Последний
номер издания Сумароков завершил горькими строками: С Парнаса нисхожу, схожу противу
воли Во время пущего я жара моего, И не взойду по смерть я больше
на него – Судьба моей то доли. Прощайте, музы навсегда! Я более писать не буду никогда. Слайд 4 Именно в этот тяжелый период жизни и был
написан его портрет А. Лосенко. Мастер изобразил Сумароков в резком
повороте. Гордо вскинута голова, фигура закутана в плащ. Он кажется героем
классической трагедии, противостоящим ударам судьбы. Поза чуть театральна, плащ
демонстративно драпирует фигуру, но сколько скрытого человеческого страдания
отражает лицо! Слайд 5 О несомненном таланте этого живописца В.
Г. Белинский говорил: «…без дарования, воля ваша, нельзя иметь ни какого
успеха ни в каком времени». Слайд 6 Женская культура-это не
просто культура женщин. Это
особый взгляд на культуру. Женские ценности в культуре «основаны на чувстве и
природе, которые вечны»… II. Ф.Г. Левицкий выходец из киевской духовной академии, ученик Антропова, оказался на
редкость плодотворным художником и в пору зенита своей карьеры в 60-70 е годы
«переписал весь Петербург». Руководил портретным классом Академии
художеств. Его художественную манеру отличала психологическая конкретность,
радостное любование своими моделями. Художественный язык его соответствовал
определенности классицизма: поворот фигуры в ¾, жемчужно-серый и золотистый
колорит, богатство предметной фактуры: шелк, мех, кружево, живописность. Лица,
костюмы, пейзаж – все выписано с любовью и тщательностью. Слайд 7 «Портрет Е. Н. Хрущевой и Е. Н.
Хованской», 1773 год Левицкий был знаком с многими
выдающимися личностями. Слайд 8 Одна из них – Екатерина Романовна Дашкова, первая женщина Академии наук и президент Российской академии. Образованная,
умная и энергичная, она многое сделала для академии наук. Англичанка К.
Вильмонт, гостившая в Дашковом имении, писала «Она – доктор, аптекарь, фельдшер, судья, законник, она родилась быть
министром или полководцем, ее место во главе государства». Слайд 9 «Парадный портрет Екатерины II в виде
законодательницы в храме богини правосудия» Этот образ удостоился оды Г. Р.
Державина. Ф. С. Рокотов – Самый романтичный и талантливый портретист XVIII века. Его
биография полна неясностей. Выходец скорее всего из крестьян. Благодаря
меценату графу И. И, Шувалову поступает в Академию художеств. «Портрет
П. А. Воронцовой в детстве» Особым лиризмом написан Рокотовым Слайд 11 «Портрет А. П. Струйской» Этот портрет в наше время прочно слит с восхитительными строками
поэта Н. Заболоцкого: Слайд12 Любите живопись поэты Лишь ей единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза как два обмана, Покрытых мглою неудач. Портретист той же школы – В. Л. Боровиковский (1757-1825) – выходец из
дворянской семьи. В творчестве художника школа женского
портрета достигает своей вершины и соответствует идеалам зрелого классицизма.
А. Н. Бенуа считал, что этому художнику под силу были самые сильные
колористические задачи: «Самобытный, оригинальный чисто русский талант». Слайд 13 «Портрет Е. Н. Арсеньевой» -
пастушки в соломенной шляпе с яблоком – полон символов и простодушного
кокетства. Это полотно в серо-зеленой, серо-розовой гамме нежных оттенков. В ряду «сентиментальных» портретов
выделяется портрет Слайд 14 «Портрет М. И. Лопухиной» Написан портрет в жемчежно-голубых
тонах. Грустная красота изображенной девушки
оттеняется ее трагической судьбой (на портрете ей 20 лет, а в 24 она умиерла от
чахотки), выраженной в стихах поэта Я. П. Полонского: Слайд15 Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви. И мысли – тень печали… Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души от нас не улетела, И будет этот взгляд, и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить – страдать – прощать – молчать. IV. Слайд 16 А теперь я вам предлагаю к репродукциям
данных картин подобрать автора. Определите, чьей кисти принадлежат данные работы. 1 – «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в
храме богини правосудия»; 2 – «Портрет П. А. Воронцовой в детстве»; 3 – «Портрет А. П. Сумарокова» 4 – «Портрет М. И. Лопухиной» Жудожники : а) А. Лосенко; б) В. Л. Боровиковский; в) Д. Г. Левицкий; г) Ф. С. Рокотов. Слайд 17 Правильные ответы: 1 – «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в
храме богини правосудия» - в) Д. Г. Левицкий; 2 – «Портрет П. А. Воронцовой в детстве» - г) Ф. С.
Рокотов. 3 – «Портрет А. П. Сумарокова» - а) А. Лосенко; 4 – «Портрет М. И. Лопухиной» - б) В. Л.
Боровиковский; V. Слайд 18 Итак – путь от портрета – маски к портрету
индивидуальности сопровождался выработкой эстетических канонов, художественного
языка, который в целом соответствовал стилевым принципам классицизма со
значительным оттенком романтического восприятия жизни, характерного для
ментальности России. | |
|
Всего комментариев: 0 | |