Понедельник, 29.04.2024, 08:37
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 85
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Май » 9 » УРОК искусства 9 класс
22:05
УРОК искусства 9 класс

Тема урока: Культура Екатерининской эпохи. Живопись. 

Тип урока: Урок лекция. 

Цель урока: Дать представление светской культуры 18 века. Ознакомить с творчеством художников 18 века: А. Лосенко, Д. Г. Левицкого, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского.

Оборудование к уроку: Репродукции картин А. Лосенко: портрет  А. П. Сумарокова; Д. Г. Левицкого: портрет Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской, портрет Е. Р. Дашковой; Ф. С. Рокотова: портрет П.А.  Воронцовой в детстве, портрет А. П. Струйской; В. Л. Боровиковского: портрет Е. Н. Арсеньевой, портрет М. И. Лопухиной.

План урока.

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Сообщение нового материала:

Личность А. П. Сумарокова на портрете кисти А. Лосенко;

Творчество Д. Г. Левицкого;

Творчество Ф. С. Рокотова;

Творчество В. Л. Боровиковского.

Закрепление пройденного материала.

Подведение итогов.

Сегодня мы продолжаем работать над темой «Екатерининская эпоха».

Слайд 2

Каждая эпоха отражается в портрете. «История в лицах» дает представление об образе жизни и духовном мире людей, их вкусах. Таким периодом был восемнадцатый век «Столетие безумно и мудро», как назвал его А. Н. Радищев.

Как вы уже догадались, речь пойдет о таком виде изобразительного искусства – живопись, жанра – портрет.

1. Видимо, не случайно известнейший живописец А. Лосенко запечатлел  для потомков знаменитого и драматурга А. П. Сумарокова.

А.П.Сумароков – основоположник русской классической драматургии, организатор и директор созданного в 1756 году русского профессионального театра, издатель журнала «Трудолюбивая пчела». Он родился в 1717 году в семье знатных, но обедневших дворян. Тринадцатилетним мальчиком он отдан в кадетский корпус (Рыцарская академия).

Слайд 3   Последний номер издания Сумароков завершил горькими строками:

С Парнаса нисхожу, схожу противу

                                                        воли

Во время пущего я жара моего,

И не взойду по смерть я больше

                                                на него –

Судьба моей то доли.

Прощайте, музы навсегда!

Я более писать не буду никогда.

 

Слайд 4

Именно в этот тяжелый период жизни и был написан его портрет А. Лосенко.

Мастер изобразил Сумароков в резком повороте. Гордо вскинута голова, фигура закутана в плащ. Он кажется героем классической трагедии, противостоящим ударам судьбы. Поза чуть театральна, плащ демонстративно драпирует фигуру, но сколько скрытого человеческого страдания отражает лицо!

Слайд 5

О несомненном таланте этого живописца В. Г. Белинский говорил: «…без дарования, воля ваша, нельзя иметь ни какого успеха ни в каком времени».

Слайд 6

 Женская культура-это не просто культура женщин.

 Это особый взгляд на   культуру.

Женские ценности в культуре «основаны на чувстве и природе, которые вечны»…

II. Ф.Г. Левицкий выходец из киевской духовной академии, ученик Антропова, оказался на редкость плодотворным художником и в пору зенита своей карьеры в 60-70 е годы «переписал весь   Петербург». Руководил портретным классом Академии художеств. Его художественную манеру отличала психологическая конкретность, радостное любование своими моделями. Художественный язык его соответствовал определенности классицизма: поворот фигуры в ¾, жемчужно-серый и золотистый колорит, богатство предметной фактуры: шелк, мех, кружево, живописность. Лица, костюмы, пейзаж – все выписано с любовью и тщательностью.

Слайд 7

«Портрет Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской», 1773 год

Левицкий был знаком с многими выдающимися личностями.

Слайд 8

Одна из них – Екатерина Романовна Дашкова, первая женщина Академии наук и президент Российской академии. Образованная, умная и энергичная, она многое сделала для академии наук. Англичанка К. Вильмонт, гостившая в Дашковом имении, писала «Она – доктор, аптекарь, фельдшер, судья, законник, она родилась быть министром или полководцем, ее место во главе государства».

Слайд 9

«Парадный портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия»

Этот образ удостоился оды Г. Р. Державина.

Ф. С. Рокотов – Самый романтичный и талантливый портретист XVIII   века. Его биография полна неясностей. Выходец скорее всего из крестьян. Благодаря меценату графу И. И, Шувалову поступает в Академию художеств.

 «Портрет П. А. Воронцовой в детстве»

Особым лиризмом написан Рокотовым

Слайд 11

«Портрет А. П. Струйской» Этот портрет в наше время прочно слит с восхитительными строками поэта Н. Заболоцкого:

Слайд12

Любите живопись поэты

Лишь ей единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Портретист той же школы – В. Л. Боровиковский (1757-1825) – выходец из дворянской семьи.

В творчестве художника школа женского портрета достигает своей вершины и соответствует идеалам зрелого классицизма. А. Н. Бенуа считал, что этому художнику под силу были самые сильные колористические задачи: «Самобытный, оригинальный чисто русский талант».

Слайд 13

«Портрет Е. Н. Арсеньевой» - пастушки в соломенной шляпе с яблоком – полон символов и простодушного кокетства. Это полотно в серо-зеленой, серо-розовой гамме нежных оттенков.

В ряду «сентиментальных» портретов выделяется портрет

Слайд 14

«Портрет М. И. Лопухиной»

Написан портрет в жемчежно-голубых тонах.

Грустная красота изображенной девушки оттеняется ее трагической судьбой (на портрете ей 20 лет, а в 24 она умиерла от чахотки), выраженной в стихах поэта Я. П. Полонского:

Слайд15

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так часть души от нас не улетела,

И будет этот взгляд, и эта прелесть тела

 К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить – страдать – прощать – молчать.

IV. Слайд 16

А теперь я вам предлагаю к репродукциям данных картин подобрать автора.

Определите, чьей кисти принадлежат данные работы.

1 – «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия»;

2 – «Портрет П. А. Воронцовой в детстве»;

3 – «Портрет А. П. Сумарокова»

4 – «Портрет М. И. Лопухиной»

Жудожники :

 а) А. Лосенко;

б) В. Л. Боровиковский;

в) Д. Г. Левицкий;

г) Ф. С. Рокотов.

Слайд 17

Правильные ответы:

1 – «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини правосудия» - в) Д. Г. Левицкий;


2 – «Портрет П. А. Воронцовой в детстве» - г) Ф. С. Рокотов.


3 – «Портрет А. П. Сумарокова» - а) А. Лосенко;


4 – «Портрет М. И. Лопухиной» - б) В. Л. Боровиковский;

V. Слайд 18

Итак – путь от портрета – маски к портрету индивидуальности сопровождался выработкой эстетических канонов, художественного языка, который в целом соответствовал стилевым принципам классицизма со значительным оттенком романтического восприятия жизни, характерного для ментальности России.

 

Просмотров: 1124 | Добавил: Nochka | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: